В
Республике Беларусь ежегодно имеют место несчастные случаи с персоналом
предприятий, связанные с поражением электрическим током. Основными причинами
таких несчастных случаев являются неудовлетворительная организация эксплуатации
электрохозяйства, нарушение «Положения о порядке установления охранных зон
электрических сетей, размерах и режиме их использования», отсутствие у
персонала элементарных знаний об опасности электрического тока.
Вот только несколько несчастных случаев
произошедших во время уборочной компании 2023 года:
03.08.2023 в Петриковском районе
Гомельской области водитель автомобиля МАЗ двигался по временной дороге,
обустроенной без согласования с энергоснабжающей организацией вдоль линии ВЛ-35
кВ. Заметил неисправность автомобиля и остановился на краю обочины под
проводами ВЛ, вышел из кабины для устранения неисправности. Поднял кузов,
который при поднятии прикоснулся к проводу ВЛ-35 кВ. При попытке провести ремонт
автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.
18.08.2023 в Чериковском районе
Могилевской области помощник комбайнера при проведении уборки урожая находился
в верхней части зерноуборочного комбайна. При движении комбайна при пересечении
ВЛ-10 кВ приблизился на недопустимое расстояние к проводам ВЛ, в результате
чего получил удар электрическим током и упал с высоты в работающую жатку
комбайна.
Для исключения случаев
электротравматизма при производстве полевых работ в охранных зонах воздушных
линий электропередачи, перед началом работ необходимо помнить:
Движение машин под проводами
воздушной линии электропередачи допускается только в транспортном положении, в
месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре.
Категорически запрещается установка
машин под действующими линиями электропередачи.
Если, приступая к работе, вы
обнаружите оборванный, висящий или лежащий на земле электрический провод, а
также поврежденную опору немедленно сообщите об этом в электрические сети по
номеру 144.
Нахождение в зоне оборванных
проводов может привести к трагическим последствиям.
Даже
при приближении к лежащему на земле проводу, человек или машина попадает под
действие электрического тока. Необходимо постоянно помнить, что смертельно
опасно не только касаться, но и проходить ближе 8 метров к лежащему на земле,
оборванному проводу воздушной линии электропередач.
При
повреждении изоляции сама опора ВЛ может находится под напряжением при таких
признаках:
-
испарение влаги из почвы;
-
возникновение электрической дуги на стойках и в местах заделки опоры в грунт.
При
приближении к такой к такой опоре вы попадете в зону шагового напряжения.
Не
приступайте к работе и не покидайте место падения провода до приезда ремонтной
бригады, если это угрожает жизни людей и животных.
В
случае соприкосновения подъемного механизма или других частей машины с
токоведущими проводами водитель должен как можно быстрее разорвать контакт и
отвести подвижную часть механизма от токоведущих частей. Нужно помнить, что
водитель в кабине машины с пневматическими колесами и гусеничного трактора
находится под потенциалом электрического поля, но это не опасно. Опасность
создает шаговое напряжение или контакт провод-машина-человек-земля.
При
попадании под напряжение кабину машины следует покидать таким образом:
-
спрыгнуть на землю обеими ногами, не касаясь корпуса машины;
-
прыжками двумя ногами или шагами без отрыва ступней ног от земли и без создания
разрыва между стопами (пятка шагающей ноги не отрываясь от земли, приставляется
к носку другой ноги) покинуть опасную зону на расстояние не менее 8 метров.