С 2016 года в части исчисления, уплаты и принятия к вычету НДС внесены дополнения и изменения, многие из которых нормативно закрепили порядок налогообложения, применяемый на практике. Среди изменений можно выделить следующие.
С 01.07.2016 запускается механизм функционирования электронных счетов-фактур по НДС (ЭСФ). ЭСФ станет обязательным документом для всех плательщиков НДС. Он будет составляться: при реализации объектов (в том числе на экспорт); ввозе товаров в республику; приобретении объектов у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь; необходимости перевыставления либо предъявления соответствующих сумм НДС, в случае когда плательщик не выступает продавцом (покупателем) (п. 1 и 5 ст. 106-1 НК).
С момента введения электронный счет-фактура будет основным документом для осуществления вычета НДС (п. 5-1 ст. 107 НК). В связи с этим скорректированы сроки принятия к вычету покупателями сумм "входного" НДС в условиях применения ЭСФ. Так, у плательщика, получившего ЭСФ от продавца объектов и подписавшего документ электронной цифровой подписью после завершения отчетного периода, в котором выполнены все условия для осуществления вычета по приобретенным объектам, но до даты представления налоговой декларации по НДС за указанный отчетный период, право на вычет наступает в отчетном периоде, в котором выполняются условия для вычета (ч. 6 п. 6-1 ст. 107 НК).
В настоящее время в соответствии с планом правительства Министерство по налогам и сборам проводит работу по внедрению электронных счетов-фактур по НДС, а также системы камерального контроля за их движением. Уже подготовлены технические требования к программно-техническому комплексу по учету электронных счетов-фактур и решаются вопросы по форме реализации проекта. Внедрение электронного администрирования НДС позволит создать действенный механизм борьбы с мошенничеством по НДС. Это будет обеспечиваться за счет сопоставления показателей налоговых деклараций с данными электронных налоговых счетов-фактур по НДС между собой, а также со сведениями, содержащимися в базах данных налоговой и таможенной служб, других информационных систем, и выявления в сжатые сроки рисков, связанных с необоснованным принятием покупателями НДС к вычету. Такой механизм администрирования НДС исключает возможность неотражения в налоговой декларации предъявленных продавцом покупателю сумм НДС, а также исключает вычет сумм налога, который был предъявлен, но не исчислен продавцом, то есть предотвращает необоснованный возврат денежных средств из бюджета. А самое главное - такой контроль будет осуществляться в режиме реального времени сразу же после представления налоговой декларации (расчета) по НДС.