Со 2 января 2023
г. вступил в силу Закон Республики
Беларусь от 28 июня 2022 г. №
176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и
юридических лиц».
Одним из самых
значимых изменений стало изменение порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные
государственные организации. Заявители
подают такие обращения через государственную единую (интегрированную)
республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и
юридических лиц (далее - система учета и обработки обращений).
Очевидным преимуществом
внедрения такого инструмента является повышение удобства заявителей при подаче
электронных обращений и получения ответов на них.
Для этого создан
специальный сайт (http://обращения.бел),
на котором заявителям нужно пройти регистрацию с подтверждением подлинности
используемых для регистрации данных, в результате чего будет создан личный
кабинет заявителя. Через свой личный кабинет заявитель сможет направить
обращения в интересующий его государственный орган или организацию, а по
результатам рассмотрения обращения ответ заявителю придет по его желанию либо в
личный кабинет в системе либо ему может быть направлен письменный ответ. При этом вся информация о поданных
электронных обращениях и полученных на них ответах (уведомлениях) будет
доступна заявителю в одном месте посредством личного электронного кабинета в
системе учета и обработки обращений.
По сути, вместо необходимости
заполнения специализированной формы на каждом интернет-сайте государственного
органа или иной государственной организации заявителю предоставляется единый
интерфейс для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию,
подключенную к системе учета и обработки обращений. После его отправки система
учета и обработки обращений позволяет настроить получение мгновенного онлайн
или SMS-уведомления о том, на какой стадии рассмотрения находится электронное
обращение.
Доступ к системе
учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.
Другие способы
подачи электронных обращений в настоящее время не применяются в работе.
Например, направленное обращение на адрес электронной почты государственного
органа или государственной организации не будет учитываться и рассматриваться в
рамках Закона об обращениях.
Стоит заметить,
что требования, предъявляемые к электронным обращениям граждан и юридических
лиц, остались прежними.
Электронные
обращения граждан как и раньше должны содержать:
1. наименование и (или) адрес организации либо должность и (или)
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица,
которым направляется обращение;
2. фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо
инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
3. изложение сути обращения.
К электронным
обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы
в электронном виде, подтверждающие их полномочия.
Внедрение
системы учета и обработки обращений в работу государственных органов и
организаций позволило автоматизировать процессы учета и обработки обращений,
обеспечить хранение обращений и результатов их рассмотрения.
Многие граждане уже
оценили возможности новой системы работы с обращениями. На сегодняшний день более 221 тыс. граждан зарегистрированы в
системе учета и обработки обращений. Прошли регистрацию в системе почти 20
тысяч организаций различных форм собственности.