Речь
идет о людях пенсионного возраста, которым звонят и сообщают, что их близкий
родственник попал в ДТП и ему срочно требуются деньги. Такая схема хищения
денег называется «Я в беде!».
Как
защитить своих пожилых родственников и как злоумышленники «сдают» своих
курьеров милиции, рассказали в Ганцевичском РОВД.
Мошенники
звонят по телефону, а когда слышат голос пожилого человека, начинают
обрабатывать свою жертву. С молодыми людьми такие мошеннические схемы не
срабатывают. Мошенники ищут людей, на которых легче оказать давление, именно
пожилые люди более доверчивы, легче вступают в контакт.
Мошенниками
используется психологический прием, когда пожилого человека вводят в состояние
стресса сообщением о том, что его близкий человек попал в беду. Ему говорят, что
дочь или внук попали в ДТП и срочно нуждаются в помощи. Такой посыл срабатывает
и начинается психологическая обработка человека. Пенсионеру, к примеру,
говорят, что его сын стал виновником ДТП – переходил дорогу в неположенном
месте, а водитель, чтобы избежать столкновения, съехал на обочину и врезался в дерево.
В итоге обоих доставили в больницу, сыну грозит уголовная ответственность. Для
усиления впечатления сообщники мошенника создают фон – пенсионер слышит в
трубке стоны и рыдания из карет скорой помощи, машин ГАИ.
Второй
способ обмана заключается в том, что пожилому человеку может позвонить
"родственник" и сказать, что попал в беду, что стал виновником ДТП. А
измененный голос объяснить тем, что в результате ДТП вывихнута челюсть или
сломан нос. При этом мошенник надрывным голосом говорит – мамочка, с тобой
будет разговаривать следователь или сотрудник ГАИ, делай все, что он тебе
скажет. Трубку берет мужчина, представляется следователем и говорит, что по
вине вашего сына произошло ДТП и необходимо 50 тысяч белорусских рублей, чтобы
погасить материальный и физический ущерб. При этом, во многих случаях именно
эту сумму называют мошенники.
Пенсионер,
как правило говорит, что у него нет такой суммы. Тогда лжеследователь выясняет
адрес пенсионера, убеждает его собрать все деньги, которые есть в доме для
аванса.
Мошенник
рассказывает пенсионеру, что его "помощник" приедет и заберет деньги.
При этом он тянет время – заставляет пенсионера написать заявление о том, что
он передает "Пупкину Ивану Петровичу" определенную сумму денег в счет
погашения причиненного ущерба. Мошенник просит переписать заявление несколько
раз – якобы для передачи в МВД, СК, и еще куда-нибудь.
На
телефоне жертву держат час или полтора. Это нужно для того, чтобы успел доехать
курьер за деньгами, а жертва не могла никуда позвонить и посоветоваться. При
этом доверчивую жертву убеждают в реальности того, что родственнику нужно
помочь самыми различными способами. Мошенник рассказывает: собранные деньги
нужно положить в целлофановый пакет, туда положить сменную одежду, ложки, вилки
– для якобы попавшей в ИВС дочери. И чтобы человек полностью проникся и поверил
в то, что он должен спасать своего близкого, злоумышленники говорят – если нет
50 тысяч рублей – собирайте, сколько есть. Сейчас к вам приедет курьер,
впустите его либо сами спуститесь на первый этаж и передайте пакет.
С
уверенностью можно сказать, что организаторы этих преступлений, колл-центр, те
люди, которые занимаются прозвоном, находятся за пределами Беларуси.
Курьеров,
которые должны забирать и пересылать деньги, находят на площадках объявлений о
работе. Когда человек, искавший работу, спрашивает, что я должен буду делать,
ему отвечают – ничего сложного. Просто надо будет забирать деньги и переводить
на счет, который мы тебе сбросим. Но с большой долей уверенности можно говорить,
что эти лжекурьеры, когда начинают свою деятельность, то понимают, что попали в
криминал.
Для
курьеров, как правило, проводится инструктаж. Стараться не попадать под
видеокамеры, надевать маску, капюшон или кепку, не вступать в разговор с
человеком, у которого забираешь пакет. Просто молча забирать пакет и уходить
подальше от дома, искать терминал, переводить наличку на высланный номер
криптокошелька, 10% оставлять себе – примерно такой инструктаж получают курьеры.
Мошенники,
которых не устраивает работа курьера, могут просто сдать их милиции. Был
случай, когда один из курьеров решил присвоить себе полученные от обманутого
пенсионера деньги. Тогда "лжеследователь", работающий из-за границы,
позвонил в милицию и рассказал, что его бабушку обманул бессовестный мошенник.
И назвал реквизиты своего сообщника, который не отправил деньги.
Сотрудники
Ганцевичского РОВД хотят достучаться не только до пожилых граждан, но и до их
родственников – детей и внуков.
Расскажите пожилым
родственникам о существовании этой схемы мошенничества. Причем не коротко, а с
подробностями: про «следователя», «вывихнутую челюсть» и «сломанный нос» и так
далее. Объясните своим родителям, бабушкам и дедушкам, если им звонят и
говорят, что их родственник попал в беду, нужно сразу сбрасывать телефонный
вызов и не вступать в разговоры. А после позвонить родственникам и убедиться,
что с ними все нормально.
Если это возможно, на
время заберите у пожилых родственников крупные суммы, которые они откладывают
на черный день.
Чаще звоните своим
близким – как минимум раз в день, желательно около 11 утра. Если пожилые мама и
папа будут точно знать, что вы на работе (дома) и с вами все хорошо, то с
большим подозрением отнесутся к словам мошенников.
Начальник
Ганцевичского РОВД