Работники, использующие свои автомобили для нужд
нанимателя в рамках трудового законодательства, имеют право на получение
компенсации за их износ. Помимо компенсации им могут возмещаться расходы на
топливо, проведение техосмотра, ремонта, страхования и т.д.
Сумма начисленной компенсации по автомобилю, используемому
работником в деятельности организации, связанной с производством и реализацией
товаров, работ, услуг, учитывается при налогообложении прибыли (пункт 1 статьи
169, подпункт 1.7 пункта 1, подпункт 2.7 пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса
(далее – НК)):
-
в составе затрат в полной сумме, если у работника разъездной характер
работы;
-
в составе прочих нормируемых затрат в пределах норм - для всех остальных
работников.
Данный вид компенсации с 01.01.2026 года облагается подоходным налогом в соответствии с абзацем 1 части первой пункта 4 статьи
208 НК.
Возмещение
расходов на приобретение топлива. Поскольку топливо
используется работником как в служебных, так и в личных целях, возмещению
подлежит стоимость только того топлива, расход которого для служебных поездок
подтвержден документально (путевыми листами либо иными аналогичными
документами). При этом возмещение расходов на топливо, приобретенное работником
в интересах нанимателя, не является для него доходом и соответственно объекта
налогообложения подоходным налогом в данном случае не возникает.
При
исчислении налога на прибыль стоимость топлива, израсходованного для служебных
поездок, учитывается в составе нормируемых затрат в пределах норм,
установленных на предприятии (пункт 1 статьи 169, подпункт 1.2 пункта 1 статьи
171 НК).
Возмещение
расходов на проведение техосмотра, ремонт и т.д.Возникновение у работника таких расходов напрямую не связано с использованием
им своего автомобиля для служебных поездок, т.е. у работника расходы на
техосмотр, ремонт и т.д. возникают независимо от того, использует он свой
автомобиль для нужд нанимателя или нет. Соответственно возмещение работнику
данных расходов не будет учитываться при налогообложении прибыли. В бухучете
данные суммы отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности.
В целях исчисления подоходного налога возмещение рассматриваемых
расходов (кроме расходов на страхование автомобиля) относится к доходам, не
являющимся вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей.
Соответственно в течение года полученные суммы возмещения могут быть
освобождены от налогообложения данным налогом в размере, установленном частью
первой пункта 23 статьи 208 НК.
В
отношении возмещения расходов на страхование автомобиля применяется
освобождение от налогообложения подоходным налогом в размере, установленном пунктом
24 статьи 208 НК.