Плательщиками сбора за размещение (распространение)
рекламы (далее – сбор) признаются согласно пункту 1 статьи 307-12 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее
– НК) признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные
предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся
рекламодателями, а так же рекламные агентства при оказании услуг по размещению
(распространению) рекламы иностранному рекламодателю. Пунктом 2 статьи 307-12
НК определены плательщики, которые не признаются плательщиками сбора.
Определение термина «рекламодатель»содержится в абзаце 13 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 №
225-З «О рекламе» (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о рекламе).
Так, рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых
рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание
рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее
размещения (распространения) на территории Республики Беларусь
От рекламодателя необходимо
отличать:
- рекламопроизводителя – это организация
или гражданин, которые производят рекламу путем полного или частичного
доведения ее до готовой для размещения (распространения) формы;
- рекламораспространителя – это организация
или гражданин, которые осуществляют размещение (распространение) рекламы в
любой форме с помощью любых средств (абзацы 14 и 15 статьи 2 Закона о рекламе).
Рекламопроизводители и
рекламораспространители в состав плательщиков сбора не включены.
Рекламодатель может обращаться к
рекламораспространителю не напрямую, а через рекламное агентство.
Рекламное агентство, согласно абзацу 5 статьи
307-11 НК, это юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный
предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие
услуги рекламодателю по размещению (распространению) рекламы на территории
Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети
Интернет, посредством предоставления ее рекламораспространителю. Чтобы
определить, является ли лицо рекламным агентством для целей сбора, следует
исходить из содержания оказываемых услуг.
Объектом обложения сбором на основании
пункта 1 статьи 307-13 НК является оказание услуг по размещению (распространению)
рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение)
рекламы в сети Интернет:
- рекламодателю;
- рекламному агентству, когда оно признается
плательщиком сбора при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы
иностранному рекламодателю.
Пунктом 2 статьи 307-13 НК предусмотрены
исключения, когда оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы не признается объектом
обложения сбором.
Налоговой базой сбора, согласно
статьи 307-14 НК, является стоимость услуг по размещению
(распространению) рекламы без НДС, фактически оказанных рекламодателю и (или) рекламному агентству, когда оно признается плательщиком сбора при
оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю.
Ставки сбора установлены статьей 307-15 НК и
определены в размере 20% и 10% от стоимости услуг по размещению
(распространению) рекламы и зависят от места размещения (распространения)
рекламы.
Сбор относится к республиканским налогам
(сборам, пошлинам) и его следует уплачивать в республиканский бюджет не позднее
22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, что установлено абзацем
19 статьи 8, пунктом 1 статьи 307-18 НК; частью 2 подпункта 2.9
пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии
средств массовой информации».