В 2021-м Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Открылись тысячи новых эпизодов зверств, совершенных на нашей земле. Вместе с прокуратурой в расследовании участие принимает и киностудия «Беларусьфильм» — команда выезжает на раскопки, посещает сожженные деревни, снимает интервью и хроникальное видео. Сейчас в работе документальные фильмы «Лагеря смерти» и «Сожженные деревни». Они выйдут на экраны до конца 2024-го.
Доказательства военных преступлений
В ходе расследования Генеральной прокуратуры обновилась страшная статистика: 7,5 миллиона белорусов были в оккупации, 3 миллиона погибли, в фашистское рабство угнаны 377 тысяч человек — многие погибли от невыносимых условий труда и истязаний. 288 населенных пунктов разделили трагическую судьбу Хатыни, 12 348 — пострадали, в стране было 588 лагерей и мест массового уничтожения.
— По всей стране находят останки погребенных в братских могилах мирных людей. Мы также выезжаем на места, ведем съемки, берем интервью, — рассказывает Александр Анисимов, режиссер двух кинокартин о геноциде. — Тема очень важная, актуальная. Наша задача — показать ее глубоко, вдумчиво. Подход, который мы используем с оператором, коренным образом отличается от того, что уже снято по теме. По задумке, на первый план выносим человеческий фактор.
Оба фильма — по 39 минут. Изюминка картин — наличие постановочных, игровых сцен, которые воссоздадут атмосферу тех страшных военных лет. Режиссер сообщил, что работать над лентами о геноциде белорусского народа весьма непросто.
— Когда присутствуешь при раскопках братских могил, испытываешь ужасное чувство. Понимаешь реальный масштаб произошедшего. Обычно после таких командировок с оператором домой возвращаемся молча, под большим впечатлением от увиденного, — признается Александр Анисимов. — Еще в ходе работы над фильмами меня поразило, что в мемориальных комплексах и других красных точках на карте, где мы снимали, всегда были люди. Одни посетители сменялись другими. Значит, народ помнит, люди интересуются, чтят память. Это очень здорово.
— Очевидцев тех событий сейчас уже практически не осталось, но с некоторыми из них нам посчастливилось поговорить, записать их воспоминания на камеру, — отмечает режиссер картины. — Есть, например, трогательный рассказ мужчины, который в военные годы был еще мальчишкой, но отчетливо помнит тот день, когда сожгли его деревню. Из пылающей хаты мама выбросила его в окно, так он и выжил. Он делится с нами своей болью, говорит так искренне, правдиво и совершенно не замечает камеру — во время рассказа его это никак не смущает.
Неизвестные ранее факты, которые выявились при сотрудничестве с Генеральной прокуратурой, студия «Беларусьфильм» подаст в картинах в кинематографичном стиле, чтобы глубоко и основательно погрузить зрителя в тему, обернуть голые факты размышлениями и рассуждениями. Владимир Милош, директор съемочной группы фильма «Лагеря смерти», поделился подробностями:
— В ленте расскажем про Тростенец, ставший крупнейшим на территории Беларуси местом массового уничтожения людей во время Великой Отечественной войны. По количеству жертв он занимает четвертое место после таких печально известных нацистских лагерей смерти в Европе, как Освенцим, Майданек и Треблинка.
К слову, в ленте идет речь и о других лагерях смерти. Например, про концентрационный лагерь в деревне Колдычево. Здесь расстреляли, повесили, замучили, отравили газом свыше 22 тысяч человек.
Особенно съемочную группу впечатлила командировка в деревню Красный Берег Жлобинского района. Именно там располагался один из крупнейших детских донорских концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров, выживали немногие. Гитлеровскими врачами-палачами был разработан ужасающий садистский метод обескровливания людей, о чем рассказано в фильме. Режиссер фильма «Лагеря смерти» подытоживает:
— Это страшное место. С ужасом узнаем о фактах, которые происходили в этой деревне. Находишься там — и ком в горле. Очень больно.
Оба фильма — по 39 минут. Изюминка картин — наличие постановочных, игровых сцен, которые воссоздадут атмосферу тех страшных военных лет. Режиссер сообщил, что работать над лентами о геноциде белорусского народа весьма непросто.
— Когда присутствуешь при раскопках братских могил, испытываешь ужасное чувство. Понимаешь реальный масштаб произошедшего. Обычно после таких командировок с оператором домой возвращаемся молча, под большим впечатлением от увиденного, — признается Александр Анисимов. — Еще в ходе работы над фильмами меня поразило, что в мемориальных комплексах и других красных точках на карте, где мы снимали, всегда были люди. Одни посетители сменялись другими. Значит, народ помнит, люди интересуются, чтят память. Это очень здорово.
Сердце в огне
В Беларуси, пожалуй, нет такого района, в котором хотя бы одна деревня в годы войны не повторила судьбу Хатыни. Расследование, которое проводит Генеральная прокуратура, открывает все новые и новые факты геноцида. Фильм «Сожженные деревни» расскажет о страшных судьбах сел, стертых с лица земли. Например, Заболотье. Согласно довоенной переписи населения, там было 95 дворов и проживало 400 человек. Война внесла свои коррективы в мирную жизнь деревни — ее сожгли, с тех пор село так и не возродилось. Или Ола — перед войной там проживало 168 человек, также в деревне прятались жители соседних сел, спасаясь от фашистов. В январе 1944-го местность окружил карательный отряд, людей загоняли в хаты, которые затем поджигали. Пытавшихся сбежать — расстреливали. Тогда было убито 1758 человек, из них 508 женщин, 100 мужчин, 950 детей, 200 стариков. По количеству жертв это 12 Хатыней. Цифры ужасают.— Очевидцев тех событий сейчас уже практически не осталось, но с некоторыми из них нам посчастливилось поговорить, записать их воспоминания на камеру, — отмечает режиссер картины. — Есть, например, трогательный рассказ мужчины, который в военные годы был еще мальчишкой, но отчетливо помнит тот день, когда сожгли его деревню. Из пылающей хаты мама выбросила его в окно, так он и выжил. Он делится с нами своей болью, говорит так искренне, правдиво и совершенно не замечает камеру — во время рассказа его это никак не смущает.
Неизвестные ранее факты, которые выявились при сотрудничестве с Генеральной прокуратурой, студия «Беларусьфильм» подаст в картинах в кинематографичном стиле, чтобы глубоко и основательно погрузить зрителя в тему, обернуть голые факты размышлениями и рассуждениями. Владимир Милош, директор съемочной группы фильма «Лагеря смерти», поделился подробностями:
— В ленте расскажем про Тростенец, ставший крупнейшим на территории Беларуси местом массового уничтожения людей во время Великой Отечественной войны. По количеству жертв он занимает четвертое место после таких печально известных нацистских лагерей смерти в Европе, как Освенцим, Майданек и Треблинка.
К слову, в ленте идет речь и о других лагерях смерти. Например, про концентрационный лагерь в деревне Колдычево. Здесь расстреляли, повесили, замучили, отравили газом свыше 22 тысяч человек.
Особенно съемочную группу впечатлила командировка в деревню Красный Берег Жлобинского района. Именно там располагался один из крупнейших детских донорских концлагерей. В нем содержались дети в возрасте от 8 до 14 лет, которых насильно отнимали у матерей. У детей брали кровь для нацистских солдат и офицеров, выживали немногие. Гитлеровскими врачами-палачами был разработан ужасающий садистский метод обескровливания людей, о чем рассказано в фильме. Режиссер фильма «Лагеря смерти» подытоживает:
— Это страшное место. С ужасом узнаем о фактах, которые происходили в этой деревне. Находишься там — и ком в горле. Очень больно.