24 августа 2022 года подписан Указ Президента Республики
Беларусь No 298 «О налогообложении» (далее – Указ No 298), которым
предусматривается ряд изменений в сфере налогообложения, в том числе
в целях приведения законодательства в соответствие с Законом
Республики Беларусь от 31 декабря 2021 года No 141-З «Об изменении
законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон No 141-З).
В соответствии с Регламентом Совета ЕС No 2022/577 и Решением
Совета ЕС No 2022/579 от 08.04.2022 автотранспортным предприятиям,
учрежденным в Республике Беларусь, с 09.04.2022 запрещена перевозка
грузов автомобильным транспортом по территории Европейского союза
(далее - Евросоюз), в том числе транзитом.
В целях поддержки автомобильных перевозчиков,
зарегистрированных в Республике Беларусь (далее – белорусский
перевозчик), с 16.04.2022 были введены ответные меры в отношении
автомобильных перевозчиков, зарегистрированных в Евросоюзе (далее –
перевозчик Евросоюза), разрешив им перевозку грузов только до/из
специально установленных мест на территории Республики Беларусь для
осуществления грузовых операций и (или) перецепки.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
22.04.2022 No 247 «О перемещении транспортных средств» (далее –
постановление No 247) определены специально установленные места для
совершения грузовых операций и (или) перецепки (далее – специально
установленное место).
Действующие ограничения со стороны Евросоюза не позволяют
белорусским перевозчикам оказывать транспортные услуги в обычном
режиме, то есть самостоятельно выполнять перевозку груза от пункта
отправления до пункта назначения на всем протяжении международного
маршрута следования груза, а лишь обеспечивать часть маршрута такой
перевозки.
Порядок выполнения автомобильных перевозок в рамках
постановления No 247 является новой практикой для белорусских
перевозчиков, однако позволяющей продолжать участвовать в
выполнении перевозок импортных/экспортных грузов только в той части
2
международного маршрута, которая начинается и заканчивается на
территории Республики Беларусь без пересечения ее границы.
Технология выполнения белорусским перевозчиком части
международной перевозки грузов следующая.
Перевозчик Евросоюза прибывает в специально установленное
место для осуществления грузовых операций и (или) перецепки.
Белорусский перевозчик, принимающий груз, следующий из Евросоюза, в
специально установленном месте к дальнейшей доставке до места
назначения, является последующим перевозчиком, о чем делается отметка
в графе 17 международной товарно-транспортной накладной «CMR»
(далее – СMR-накладная), а также дополнительно указываются данные о
регистрационных номерах транспортных средств белорусского
перевозчика.
Аналогичные отметки в СMR-накладной производятся, если
белорусский перевозчик начинает перевозку груза, следующего в
Евросоюз (транзитом по Евросоюзу), с территории Республики Беларусь и
доставляет его в специально установленное место, где последующим
перевозчиком уже становится перевозчик Евросоюза.
Глава VI Конвенции о договоре международной дорожной перевозки
грузов (КДПГ), принятой в г. Женева 19.05.1956 (далее - КДПГ)
определяет положения, касающиеся перевозки, производимой
последовательно несколькими перевозчиками по единой СMR-накладной.
Каждый из перевозчиков несет ответственность за всю перевозку, причем
второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся, в
силу принятия ими груза и СMR-накладной, сторонами договора
перевозки на указанных в СMR-накладной условиях (статья 34 КДПГ).
Таким образом, международные автомобильные перевозки грузов,
выполняемые в условиях ограничений, установленных Евросоюзом,
оформляются СMR-накладной таким образом, что каждый из
перевозчиков, который в ней указан (графы 16-17 СMR-накладной),
является стороной договора международной перевозки груза на указанных
в СMR-накладной условиях и выполняет часть такой международной
перевозки, завершая либо начиная ее на каком-либо этапе.
При заполнении СMR-накладной в графе 2 (место принятия груза) и
графе 4 (место доставки груза) указываются разные государства, что
подтверждает следование груза по международному маршруту.
Как определено подпунктом пунктом 2 статьи 126 Кодекса услуги по
международной перевозке грузов, автомобильным транспортом за
пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а
также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая
частичное оказание этих услуг на ее территории, относятся к
экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в