Законом Республики Беларусь от 28 июня 2022 г. №
176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и
юридических лиц» внесены изменения в порядок подачи электронных обращений. В
частности, граждане, юридические
лица, индивидуальные предпринимателии их представители реализуют право на подачу электронных обращений в
государственные органы и иные государственные организации посредством государственной единой
(интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки
обращений граждан и юридических лиц. Ответы и уведомления
на такие обращения также направляются посредством данной системы. При этом по
желанию заявителя ответ на электронное обращение, как и прежде, может быть
направлен в письменном виде. Очевидным преимуществом внедрения такого
инструмента является повышение удобства заявителей при подаче электронных
обращений и получения ответов на них.
По сути вместо
необходимости заполнения специализированной формы на каждом интернет-сайте
государственного органа или иной государственной организации заявителю
предоставляется единый интерфейс для оформления электронного обращения и его
подачи в любую организацию, подключенную к системе учета и обработки обращений.
После его отправки система учета и обработки обращений позволяет настроить
получение мгновенного онлайн или СМС-оповещения о том, на какой стадии
рассмотрения находится поданное электронное обращение. При этом вся информация
о поданных электронных обращениях и полученных на них ответах (уведомлениях)
будет доступна заявителю в одном месте посредством личного электронного
кабинета в системе.
Перед подачей
электронного обращения заявителю необходимо идентифицироваться и авторизоваться
в системе. Граждане идентифицируются в системе с использованием:
- логина и пароля, сформированных ими в процессе
регистрации в системе, при этом предусматривается обязательное
подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона;
- учетной записи национальной
почтовой электронной системы, которую можно получить в любом отделении
почтовой связи;
- сертификата открытого ключа
либо ID-карты при их наличии.
Для юридических лиц
при прохождении процедур идентификации в системе предусматривается
использование только сертификата открытого ключа либо ID-карты, принадлежащей
руководителю или лицу, уполномоченному подписывать обращения.
После идентификации и
аутентификации заявителя в системе учета и обработки обращений ему
предоставляется функционал, позволяющий в полном объеме реализовать его право
на подачу электронных обращений, предусмотренное законодательством. Таким
образом, при желании подать электронное обращение заявителю потребуется только
войти в систему посредством одного из перечисленных способов без необходимости
многократного ввода одних и тех же реквизитных данных (ФИО, адрес места жительства
и т.п.), которые требуются в настоящее время при подаче каждого электронного
обращения.
Доступ
пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается
посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу: https://обращения.бел.
Предоставление доступа к системе учета и обработки
обращений государственным органам и иным государственным организациям, а также
заявителям осуществляется бесплатно.